Идея статьи возникла после общения на ряде выставок с представителями аграрного сектора. Как это не печально, но уровень образования по сравнению с временами СССР в агросекторе упал, если не катастрофически то значительно. Ситуацию усугубляет отсутствие доступных справочных технических материалов в этой области.

Ситуацию будем рассматривать на примере Нории Подъема Зерновых, сокращенное название НПЗ. Нория НПЗ бывает трех классов производительности НПЗ-25, НПЗ-50, НПЗ-100 соответственно 25, 50 и 100 тонн в час.

Первое, следует понять, что производительность норий определяется на пшенице биологически чистой влажностью до 17% и плотностью 750 г/л.

Второе, любая нория поднимает не массу, а объем, чем легче культура, тем меньше производительность по массе. Связанно это с тем, что ковши имеют ограниченную объемную характеристику.

На производительность также влияет и влажность, и засоренность зерна, так как эти параметры снижают сыпучесть зернового вороха.

Для компенсирования этого в нориях НПЗ предусмотрен запас производительность до 10-20%. Так, нория НПЗ-25 на тестовой культуре дает 29-32 тонны в час, нория НПЗ-50 – до 63 тонн в час, нория НПЗ-100 до 118 тонн в час. Возможен монтаж дополнительных ковшей, но этим не стоит злоупотреблять, т.к. вес ковшей и материала сказывается на работе мотор-редуктора нории, чем большую массу должна поднимать нория, а это норийная лента, норийные ковши с крепежом, зерно или же зерновой ворох тем мощнее должен быть мотор-редуктор.

Третье, относиться к вопросу монтажа. Это загрузка самой нории. Нории не может поднимать больший объем зерна, чем он в нее поступает.  Так как в нории зерно поступает самотеком или через транспортное оборудование, размер и угол загрузочного бункера критичен. Очень часто бывает, что нория просто недозагружена, из-за неправильного монтажа или принудительного закрытия входного окна. Поэтому все производители при предъявлении претензий по производительности, просят засыпать норию, т.е. сделать так чтобы нижний барабан был полностью засыпан зерном. Как правило в 70-80% этого сделать не получается из-за неправильного монтажа входного канала или ограничения транспортного оборудования подающего материал на норию. Для недопущения этого в комплекте нории НПЗ идет транспортный лоток, который имеет нужное сечение канала и жестко заданный наклон.

Пятое, монтаж зернопроводов. Иногда бывает, что нория пересыпает зерно, одной из причин этого неправильный монтаж головы нории (верхняя голова, где установлен двигатель) по двум причинам, в процессе монтажа отклонена или убрана (!!!) отражающая пластина. Тогда зерно после разгрузки ковша идет по траектории, при котором возврат в нории оставляет от 15% до 40%, это зависит от культуры и влажности зерна. Второе монтажники, по каким-то своим причинам,  изменили угол наклона зернопровода, либо убрали переход с головы нории  (квадрат) на зернопровод (круг). Либо запенили, заткнули тряпками, заварили (выберите что  нравиться, т.к. встречали при проверке работоспособностей норий в монтаже все) отводные зернопроводы. Ничего плохо в этом нет, за исключение перекрытия окна зернопровода до 70% и зерну просто некуда течь.

Шестое. «Умельцы монтажники». Для увеличения производительности многие умельцы самостоятельно ставят «частотник» который позволяет регулировать обороты двигателя и тем самым, как кажется, может поднять производительность. Выше скорость, больше ковшей в минуту разгружается больше производительность. На самом деле это не так, есть время загрузки ковша, и время разгрузки ковша, они конечны и не могут быть меньше определенного значения. Что касается скорости движения ленты то, на зерно при разгрузке ковша действует две силы это сила тяжести и центробежная сила, любое изменение этих двух составляющих ведут к изменению траектории движения зерна и качеству разгрузки ковша, а самое главное переходу зерна из головы нории в зернопровод. Увеличение скорости движения ленты приводит к недозагрузки ковшей и их неполной разгрузке. В связи с этим производительность нории падает. Стоит отметить, что зерно тоже имеет конечную «прочность» и удар при загрузке и разгрузке приводят к микротрещинам, что в сою очередь ведет к снижению сроков хранения и потери семенных свойств. Поэтому для транспортировки семенного материала используются тихоходные нории или нория НПЗ-25, НПЗ-50 с установленным частотным преобразователем (частотником) для снижения скорости движения норийной ленты. Тоже касается и транспортировки кулинарной семечки, тут используются нория НПЗ-100 и нория НПЗ-50 с пластиковыми ковшами и скоростью движения ленты от 1,3 до 1,5 м/с.

Седьмое. Настройка нории. Ту и вопрос провисания ленты, и неправильный монтаж ковшей, и самостоятельное наращивание высоты нории, все прелести «экономии» с результатом  « скупой платит дважды». Имея огромный опыт «разбора полетов» стороннего монтажа в нориях НПЗ учтено много что бы не допустить неправильный монтаж или свести его эффект к минимуму. Натяжение барабана на, нории НПЗ, возможно в больших пределах, барабан нории подъема зерновых выполнен по самоцентрующейся схеме, что сводит к минимуму сход ленты с ковшами УКЗ, наличие смотровых секций с большим окном позволяет монтировать и инспектировать нории с максимальным удобством.