Нория или ковшовый элеватор это устройство для вертикального подъема сыпучих продуктов. Слово нория перекочевало к нам из арабского языка где оно означало колесо для подъема воды и подачи ее в систему ирригации. В современных нориях колесо трансформировалось в ленту, водяные лопатки в норийные ковши, приводное водяное колесо в мотор редуктор. Да общего вроде бы мало, но принципу нория осталась верна. Остановимся на конструктивных элементах подробнее.

Как и в любом оборудовании в нориях есть свои нюансы которые необходимо принимать во внимание при выборе. Сразу оговорюсь, речь далее пойдет о ленточной нории.

Скорость ленты наверно один из самых определяющих параметров режима работы. Так при малых скоростях примерно до 1,3м/c происходит хорошее наполнение ковшей, минимальное травмирование, но на верхнем барабане не происходит должной разгрузки под действием центростремительной силы  F_c = m a_c = m \frac{v^2}{r} = m \omega^3 r как вы видите в формулу входит и радиус по которому происходит движения ковша нории, и чем он меньше тем больше сила, но слишком малые радиусы приводят к быстрому износу ленты, и вносят свои ограничения на количество прокладок ленты.

На скоростях от 1,3м/c до 3м/c происходит хорошее заполнение ковшей при соблюдении некоторых условий, умеренное травмирование (для каждого продукта своя пороговая скорость,  после которой при зачерпывании происходит скалывание зерновок). На верхнем барабане нории происходит хорошая разгрузка ковшей.

При скоростях более 3м/c происходит сильное травмирование зерновых культур, ухудшение загрузки ковшей, эти факторы и ограничивают максимальную скорость ленты нории. 

Следующий фактор который важен у нории это ковши и их количество на метр, чем он больше тем больше производительность нории, но при слишком плотном расположении ковшей происходит уменьшение заполнения объема ковша. Важно оптимальное расстояние между кромкой ковша и дном следующего. Конфигурация и материал ковша тоже имеют далеко не последнее значение. Полимерный ковш нории более мягок и поэтому менее травмирует продукт. Стальной цельнотянутый ковш имеет максимальную прочность ему не так страшны куски кирпичей и камни в зерновом ворохе. Стальной сварной ковш более прост в изготовлении, но при этом он не обладает должной прочностью и не является менее травмоопасным для продуктов. Важный фактор и глубина ковша, так сильно глубокие ковши хуже загружаются в башмаке нории и разгружаются в головке нории.

Лента нории имеет такие важные характеристики - усилие на разрыв, которое определяется типом тканевого корда, составом резины, что определяет ее тип (пищевая, масло стойкая,...), количество тканевых прокладок чем их больше тем крепче лента но их слишком большое количество приведет к расслаиванию ленты. Количество прокладок связанно с диаметром барабана. 

Башмак нории, наверное самая важная часть, тут происходит наполнение ковшей, и чем оно больше, тем выше эффективность нории. К сожалению мы не можем открыть все конструктивные особенности но важно также и удобство зачистки башмака, доступ к подшипниковым узлам, удобство и величина натяжки ленты. Барабан как составляющая часть тоже важен, составной из планок меньше травмирует зерно.

Головка нории должна быть простой, удобной в обслуживании и улавливать каждое зернышко вылетевшее из ковша. Для этого необходимо правильное расположение обтекателя и конфигурация верхней крышки.